Какое место в творчестве кучкистов занимает оперный жанр

Какое место в творчестве кучкистов занимает оперный жанр

  1. Опера как приоритетный жанр, наиболее подходящий для русского национального самовыражения в музыке. (Любопытно, что Балакирев, больше всех говоривший о том, что основное внимание русские композиторы должны уделять опере, сам ни одной оперы не написал. )
  2. Предпочтение программной музыке.
  3. Интерес к русской народной музыке.
  4. Ориентализм интерес к восточной культуре.

Могучая кучка творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 начале 60-х гг. 19 века.

Известно также под названием Новая русская музыкальная школа , Балакиревский кружок. В Могучую кучку входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков.

Временно примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Источником образного наименования послужила статья В. В. Стасова Славянский концерт г. Балакирева (по поводу концерта под управлением Балакирева в честь славянских делегаций на Всероссийской этнографической выставке в 1867), которая заканчивалась пожеланием, чтобы славянские гости навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов

Основополагающими принципами для композиторов-кучкистов были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами.

Творческая деятельность Могучей кучки важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-кучкисты обогатили е новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах.

Такие произведения, как Борис Годунов и Хованщина Мусоргского, Князь Игорь Бородина, Снегурочка и Садко Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен.

Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симфоническому творчеству композиторов Могучей кучки , отсюда большая роль в нм программно-изобразительных и жанровых элементов.

Бородин и Балакирев явились создателями руссокого национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойднным мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало.

В камерном вокальном творчестве кучкистов тонкий психологизм и поэтическая одухотворнность сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры.

Характерные для кучкистов принципы обработки народных песенных мелодий нашли отражение в сборнике Балакирева 40 русских народных песен (составлен Балакиревым на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860).

Много внимания уделял собиранию и обработке народных песен Римский-Корсаков. Народная песня получила разнообразное преломление в оперном и симфоническом творчестве композиторов Могучей кучки . Они проявляли также интерес к фольклору других народов, особенно восточных

Ссылка на основную публикацию