Какие традиции русские сатиры получили своё творческое развитие в произведениях Салтыкова Щедрина, Некрасова, Чехова???

Какие традиции русские сатиры получили своё творческое развитие в произведениях Салтыкова Щедрина, Некрасова, Чехова???

В разные времена сатира принимала разные формы.

Однако, все времена объединяет тот факт, что сатира была активным
приемом современников против несправедливости в обществе, пороках
человека, несовершенство власти и т. д.

Именно поэтому одни из самых значимых и популярных русских писателей XIX начала XX века одновременно являются сатириками своего времени.

Наиболее яркие из них Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, М. М. Зощенко, Булгаков.
В 1852 г. после смерти Николая Васильевича Гоголя (1809-1852 гг. )

Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,
уста вооружив сатирой,
проходит он тернистый путь
с своей карающею лирой .

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира —
это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Смех — это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с мерзостями русской действительности .

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. Ревизор , Женитьба , Нос , Мертвые души — едкая сатира на существующую действительность.

Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы:

Со временем выхода в свет «Миргорода» и «Ревизора» русская литература приняла совершенно новое направление .

Писатель-сатирик, обращаясь к тени мелочей , к холодным, раздробленным, повседневным характерам , должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе.

В Ревизоре Гоголь собрал в одну кучу все дурное в России , вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов. В этом произведении все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю — человека с необыкновенной легкостью в мыслях , преображение Хлестакова из трусливого елистратишки в генерала (ведь окружающие принимают его именно за генерала) , сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

Гоголь не показал в своей комедии положительного героя . Положительным началом в Ревизоре , в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал смех , единственное честное лицо в комедии.

Салтыков-Щедрин, несомненно, писатель гоголевской школы.

Но существует и немалое различие в формах проявления юмора у двух крупнейших русских сатириков. «Если к гоголевскому юмору приложима формула смех сквозь слезы , то более соответствующей щедринскому юмору будет формула смех сквозь презрение и негодование .

Ссылка на основную публикацию