Как Толстой описывает масонство в романе «Война и Мир»?

Как Толстой описывает масонство в романе «Война и Мир»?

Роман Л. Н. Толстого Война и мир вышел в свет в то время, когда масонские общества в России давно уже были запрещены.

Но события романа переносят нас в первые десятилетия XIX века, когда масонство в России процветало.

Известно, что Михаил Илларионович Кутузов был масоном, он искал в братстве возможность осмыслить и постичь мир. Его масонская история начинается с 1779 г. : в немецком городе Регенсбург он стал причастен к таинствам ордена.

Позже, путешествуя по Европе, Кутузов вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращении в Россию в 1783 г. его признали ложи Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович пользовался большим авторитетом среди масонов различных степеней.

При посвящении в седьмую степень шведского масонства Кутузову присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз Победами себя прославить. Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.

Более 30 лет Кутузов отдал братству, именно он остановил Наполеона, демона насилия и властолюбия в понимании вольных каменщиков, осуществив тем самым основную цель ордена достижение мира и спокойствия.

В романе Толстого Кутузов уже человек с состоявшимися убеждениями, его не мучают сомнения так, как это происходит с Пьером Безуховым, которого как раз волнуют вопросы нравственного самоусовершенствования.

Носителем этих идей в романе Война и мир является Иосиф Алексеевич Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью. Образ Баздеева написан с реального лица Иосифа Алексеевича Поздеева, очень популярного среди московских масонов.

Это обстоятельство, по-видимому, и заставило оставить без изменения имя и отчество персонажа и внести незначительные изменения в его фамилию.

Любимые герои Л. Н. Толстого проходят сложный духовный путь в мучительных поисках истины. Увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

Поступление Пьера Безухова в масонское общество приходится на тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он мучается, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. Считал себя виноватым, что женился не любя, — это повергает Пьера в глубокий кризис.

Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем? спрашивает он себя. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

Приход Пьера к масонству стал важным событием, поскольку это поможет найти выход его внутренним метаниям. Он думал, думал, думал и думал, сообщает автор. Но чем больше он думал, тем темнее, запутаннее и безнадежнее представлялись ему прошедшее, будущее и, главное, настоящее.

Во время таких размышлений, когда Пьер был погружен в высший склад мыслей, до которых может достигнуть человек,- в этот момент в комнату вошел незнакомый человек. Это был старый масон Баздеев, который пришел к Пьеру, чтобы обратить его.

Он сразу начал разговор о масонстве, предложил ввести Пьера в братство вольных каменщиков, где он обретет успокоение. В проницательном взгляде масона Пьер почувствовал надежду и успокоение.

Через неделю был назначен прием Безухова в Петербургскую ложу Северного сияния. Пьер был принят в ложу с соблюдением всех ритуалов. Новая жизнь вселила в Пьера новые силы, и после посвящения в масоны он был весел и сдержан, как бы подтрунивая над всем миром, зная истину.

Со дня приема в братство масонов для Пьера началась новая жизнь деятельности и довольства собою. Вскоре Пьер, поддержанный братьями-масонами в своих давних намерениях, поехал по имениям с целью весьма ясно определенной: облагодетельствовать своих двадцать тысяч душ крестьян.

Смысл жизни Пьер находит в философии нравственного самоусовершенствования как средстве устранения зла в себе и мире.

Ссылка на основную публикацию